Икона – окно из духовного в материальный мир. В ней нет лишних, не несущих информации деталей. Важно все: цветовая гамма, свет, наклон и поворот головы, положение рук, складки одежд, ландшафт, животные и растения – все направлено на восприятие святого образа и установление контакта с ним в молитве.

Композиция

Икона значительно отличается от иных живописных изображений, а все потому, что главная ее цель – показать духовный мир, и привести дух человека к правильному духовному устроению и восприятию, которое должно быть лишено чувствований и эмоций, которыми обладает светская живопись.

Пространство иконы

Пространство в иконе отображается при помощи обратной перспективы.

Известно, что по законам перспективы все линии должны удаляясь сближаться, а на горизонте сходиться в одну точку. В случае обратной перспективы имеет место обратное - линии сходятся в точке, которая лежит вне картины.

projects image

Прямая и обратная перспектива

Обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы.

Таким образом, получается, что если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика.

Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

Время

Время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Так, например, в композиции «Преображение» нередко кроме центрального эпизода на горе Фавор изображается, как Христос и апостолы восходят на гору и нисходят с нее. И все три момента сосуществуют перед нашим взором одновременно.

Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Они выведены за рамки естества в духовную область.

projects image

Преображение Господне

Фон

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное. Чаще всего фон на иконах окрашен в один из двух цветов: золотой и белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции.

Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.

projects image

Преподобная Мария Египетская

Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, блаженную Ксению изображаю на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище.

projects image

Св. Ксения Петербургская

Цвета

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золотые штрихи на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света.

projects image

Икона Пресвятой Богородицы с ассистом

Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони святой равноапостольной княгини Ольги пишут храм, так как она является основоположницей Православия на Руси.

projects image

Св. равноапостольная Ольга

Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

projects image

Преподобный Серафим Саровский

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие. Например, иногда на иконах святитель Лука Крымский изображен с хирургическими инструментами, так как он был хирургом.

projects image

Святитель Лука Крымский

Некоторые святые держат в руках свитки. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

projects image

Св. праведный Симеон Верхотурский

Понимание фигур

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

projects image

Икона "О Тебе радуется"

Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о чем с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является Евангелие.

Символика жестов

Десница благословляющая. Так благословляет сейчас любой епископ и священник. Рука складывается так, что получаются греческие буквы: IC XC- первые и последние буквы имени "Иисус Христос". Указательный - I, средний - C, большой скрещивается с безымянным - получается буква X, и мизинец - C. Знак называют ещё "Малакса" по фамилии грека, который в 16 веке описал этот жест.

projects image

Десница благословляющая

Положение рук святых тоже может о многом говорить.

Например, рука, прижатая к груди означает сердечное сопереживание, сокрушение.

projects image

Преподобный Серафим Саровский

Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

projects image

Св. Пророк и Предтеча Иоанн Креститель

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

projects image

Преподобный Силуан Афонский

Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва.

projects image

Преподобный Серафим Саровский на молитве в лесу

Руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, - смирение, благоговение, а также покаяние. Например, с таким жестом изображают опять же преподобную Марию Египетскую и ангела, который встречает воскресшего Христа. Так в храме подходят к Чаше причастники.

projects image

Преподобная Мария Египетская

Надписи на иконах и их шрифт

Надписи на иконах обычно обозначают имя святого, на которой он изображен, или название Праздника. Делается всегда на церковно-славянском.

Русские домонгольские иконы подписывались уставом – симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав – письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы – торжественной вязью, а клейма – полууставом, напоминающим книжные тексты.

К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью.

projects image

Надпись "Апостол Петр"

В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе – это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов.

projects image

Надпись "Святая Троица"

В XVIII–XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

Язык иконы «Рождества Христова»

projects image

Икона "Рождество Христово"

На иконе изображена пещера с Богомладенцем Христом в яслях и возлежащей рядом Пресвятой Богородицей, скачущие по горам за ведущей их Вифлеемской звездой волхвы, Ангелы благовествующие и пастухи им внимающие, праведный Иосиф и сцена омовения Богочеловека младенца Иисуса Христа.

Все, связанные с Рождеством, события, собраны в едином пространстве, похожем на свиток, разворачивающийся на наших глазах. Этот свиток разворачивается и во времени.

Икона «Рождества Христова» изображает начало земного пути Господа. При этом в этой же иконе просматривается и конец Его земного пути. Приглядевшись внимательно к образу Богомладенца на фоне пещеры, мы увидим, что ясли напоминают гроб, а детские пелены — погребальную плащаницу. Иконописец будто бы говорит нам, что сейчас Спаситель родился и лежит в яслях, но Он будет положен во гроб в другой пещере, приняв смерть во искупление людских грехов.

projects image

В иконе вечно продолжается день, а ночи нет. Икона изображает только свет без тьмы, тела не отбрасывают тени.

Смысловой центр композиции – фигура Пресвятой Богородицы, она главная участница произошедшего события. Богородица лежит на красном ложе около пещеры, где только что родился Христос. Иконописец специально выносит фигуры Богоматери и Младенца из вертепа, чтобы показать миру значимость произошедшего. В то же время Богородица как бы парит над землей, а не лежит на тверди. Она смотрит на случившееся сверху, потому что знает то, чего не знают остальные. Богородица отвернулась от Младенца, глубоко погрузившись в свои мысли. Ее лик печален, Она знает, что Сыну уготованы страдания.

projects image

Пещера зияет черным пятном. Она символизирует чрево Богородицы, которая явила миру Спасителя. Также пещера – это символ старого мира, который был до Христа. Но с Его рождением наступила новая эра для человечества, которое будет выведено из тьмы воскресшим Христом. Черная пустота вертепа вызывает также ассоциацию с адом из икон «Сошествия во ад». Наконец, пещера – это образ Гроба Господня, где произошло Воскресение из мертвых. Так, одна икона вмещает в себя несколько смыслов сразу: рождение Христа как человека, смерть и божественное воскрешение.

В левом верхнем углу изображены три волхва, которые на лошадях следуют за Вифлеемской звездой. Они написаны, с одной стороны, очень динамично, но с другой, как будто застыли во мгновении.

projects image

Рядом с Богородицей изображены два пастуха, которые идут поклониться Христу. Третий пастух, старец с клюкой, одетый в шкуру, беседует с Иосифом. Иосиф так же, как и Пресвятая Богородица, погружен в тяжелые раздумья. Некоторые исследователи полагают, что старец в шкуре – это не пастух, а «дух сомнения», то есть бес, который искушает Иосифа о девстве Пресвятой Девы Марии.

projects image

В правом нижнем углу изображены женщины-повитухи, омывающие Младенца. Их лица тоже печальны. Купель по форме напоминает литургический потир, в котором совершается Евхаристическая жертва, что вновь отсылает нас к теме жертвенности Христа.

projects image

Однако икона «Рождества Христова» не вызывает у смотрящего на нее скорби, но напротив, рождает чувство глубокой внутренней тишины и покоя. Иконописец сумел так изобразить Рождество, чтобы было понятно, что Спаситель пришел на землю ради каждого нас.

Язык иконы «Крещение Господне»

projects image

Второе название праздника Крещения — Богоявление, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

В центре иконы Крещения — Иисус Христос и Иоанн Креститель.

Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело — во образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть для вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».

В знак того, что инициатива происходящего принадлежит Христу, что Он, Владыка, Сам пришел к Иоанну, прося Крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение в сторону Предтечи, в то же время приклоняя Свою голову под его руку.

Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их Своим погружением. Отныне вода — образ не смерти, а рождения в новую жизнь. Поэтому на раннехристианских изображениях Крещения, например в катакомбах, Спаситель, как и крещаемые вообще, чаще всего изображался ребенком, а возраст человека в первые века христианства отсчитывался не от естественного, а от благодатного рождения — с момента Крещения. Поэтому на многих могилах погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по размерам гробов, в них захоронены взрослые люди.

На большинстве икон праздника Спаситель изображается совершенно обнаженным: икона Крещения, в соответствии с содержанием богослужебных текстов, подчеркивает кенозис, уничижение, «истощание» Его божества. Тем самым выделяется и цель этого кенозиса — обнажаясь плотию, Христос одевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.

В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.

projects image

Также эта деталь символически указывает на присутствие Бога Отца.

У ног Спасителя, среди снующих в струях Иордана рыб, в некоторых случаях изображаются две маленькие фигурки.

projects image

Есть разные версии относительно их происхождения. По одной из них, это иллюстрации ветхозаветных текстов праздничного богослужения, являющие собой пророческие предызображения Крещения (одна фигура — аллегория Иордана (Пс. 113:3), другая — переход евреев через Чермное море). По другой — эти фигуры иллюстрируют слова 113-го псалма: «Море виде и побеже; Иордан обратися вспять». Иногда в водах изображен и змей, из 13-го стиха 73-го псалма: «Ты сокрушил головы змиев в воде».

projects image

Богослужебные тексты упоминают ангелов, присутствовавших при Крещении, но ничего не говорят об их роли. Отсюда — разнообразие в понимании и передаче этой роли на иконах Крещения. На поздних изображениях они держат в руках покрывала, что указывает на их роль служителей при Крещении, готовящихся покрыть тело Христово по выходе из воды. В других случаях их изображают с руками, покрытыми плащом в знак благоговения перед Тем, Кому они служат. Такой образ заимствован из восточного обычая, усвоенного также придворным этикетом Византии: предметы, передаваемые императором или императору, принимались покровенными руками — в знак особого к нему уважения.

Центр Православной Культуры России «Ника»©