Подготовка доски к написанию иконы

Практика русских иконописных мастерских несомненно восходит к тем навыкам и приемам, которые были выработаны в Византии. Но и в этой области Русь внесла свои коррективы, продиктованные местными обычаями и местными материалами. Доски для икон чаще всего изготовлялись из липы и сосны, много реже из ели и кипариса (последний вошел в употребление со второй половины XVII века). Обычно доски давались иконописцу заказчиком, либо сам иконописец поручал их выполнение плотнику. Обилие на Руси дерева позволяло писать иконы большого размера. Тогда из отдельных досок сбивался щит, который укрепляли с тыльной стороны горизонтальными набивными брусьями либо врезными шипами (планки различной формы). К этому прибегали для того, чтобы склеенные доски не расходились и не коробились. Такие крепления, называемые шпонками, в XII–XIII веках делались набивными, с конца XIV века — врезными. На лицевой стороне доски вытесывали небольшое углубление (ковчег) с несколько возвышавшимися краями (поля). Скос между ковчегом и полем называли лузгой, а раскраску краев иконы — опушью. В целях предохранения досок от возможных растрескиваний (вместе с грунтом и живописью) на них наклеивали льняную или пеньковую ткань (ее называли паволока), по которой наносили меловой либо алебастровый грунт (левкас).

projects image

Устройство деревянного основания иконы. Лицевая сторона доски и устройство шпонок

Процесс написание иконы

После тщательной шлифовки грунта приступали к предварительному рисунку, сначала сделанному углем, а затем черной краской. Контуры нимбов и голов, а также контуры фигур и зданий нередко процарапывали (графили) по грунту, чтобы при наложении золота и краски легче было бы ориентироваться на первоначальный рисунок. Следующий этап работы сводился к золочению фонов и других частей композиции, где нужно было положить ровный слой из тончайших листков золота или серебра. Лишь после этого художник приступал к писанию красками.

Таким образом написание иконы проходило в несколько этапов.

1. Сначала карандашом делается рисунок образа на залевкашенной доске.

projects image

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2. Затем идет процарапывание контура. Процарапывание проводится острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.

projects image

Процарапывание контура

3. Затем наносится полимент. Полимент - это клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту.

projects image

Нанесение полимента

4. Продавливание узора.

projects image

Продавливание узора

5. Нанесение золота на нимб.

projects image

Нанесение золота на нимб

6. Частичная располировка.

projects image

Частичная располировка

7. Позолота основного фона на полимент без располировки

projects image

Позолота основного фона на полимент без располировки

8. Нанесение основных цветов

projects image

Нанесение основных цветов

9. Написание рук святого

projects image

Написание рук святого

10. Нанесение ассиста. Ассист - это штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света.

projects image

Нанесение ассиста

11. Компонование надписи

projects image

Компонование надписи

12. Передавливание надписи

projects image

Передавливание надписи

13. Законченная икона

projects image

Законченная икона

Центр Православной Культуры России «Ника»©