Практика русских иконописных мастерских несомненно восходит к тем навыкам и приемам, которые были выработаны в Византии. Но и в этой области Русь внесла свои коррективы, продиктованные местными обычаями и местными материалами. Доски для икон чаще всего изготовлялись из липы и сосны, много реже из ели и кипариса (последний вошел в употребление со второй половины XVII века). Обычно доски давались иконописцу заказчиком, либо сам иконописец поручал их выполнение плотнику. Обилие на Руси дерева позволяло писать иконы большого размера. Тогда из отдельных досок сбивался щит, который укрепляли с тыльной стороны горизонтальными набивными брусьями либо врезными шипами (планки различной формы). К этому прибегали для того, чтобы склеенные доски не расходились и не коробились. Такие крепления, называемые шпонками, в XII–XIII веках делались набивными, с конца XIV века — врезными. На лицевой стороне доски вытесывали небольшое углубление (ковчег) с несколько возвышавшимися краями (поля). Скос между ковчегом и полем называли лузгой, а раскраску краев иконы — опушью. В целях предохранения досок от возможных растрескиваний (вместе с грунтом и живописью) на них наклеивали льняную или пеньковую ткань (ее называли паволока), по которой наносили меловой либо алебастровый грунт (левкас).
Устройство деревянного основания иконы. Лицевая сторона доски и устройство шпонок
Устройство деревянного основания иконы. Лицевая сторона доски и устройство шпонок
×После тщательной шлифовки грунта приступали к предварительному рисунку, сначала сделанному углем, а затем черной краской. Контуры нимбов и голов, а также контуры фигур и зданий нередко процарапывали (графили) по грунту, чтобы при наложении золота и краски легче было бы ориентироваться на первоначальный рисунок. Следующий этап работы сводился к золочению фонов и других частей композиции, где нужно было положить ровный слой из тончайших листков золота или серебра. Лишь после этого художник приступал к писанию красками.
Таким образом написание иконы проходило в несколько этапов.
1. Сначала карандашом делается рисунок образа на залевкашенной доске.
Рисунок карандашом на залевкашенной доске
Рисунок карандашом на залевкашенной доске
×2. Затем идет процарапывание контура. Процарапывание проводится острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.
Процарапывание контура
Процарапывание контура
×3. Затем наносится полимент. Полимент - это клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту.
Нанесение полимента
Нанесение полимента
×4. Продавливание узора.
Продавливание узора
Продавливание узора
×5. Нанесение золота на нимб.
Нанесение золота на нимб
Нанесение золота на нимб
×6. Частичная располировка.
Частичная располировка
Частичная располировка
×7. Позолота основного фона на полимент без располировки
Позолота основного фона на полимент без располировки
Позолота основного фона на полимент без располировки
×8. Нанесение основных цветов
Нанесение основных цветов
Нанесение основных цветов
×9. Написание рук святого
Написание рук святого
Написание рук святого
×10. Нанесение ассиста. Ассист - это штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света.
Нанесение ассиста
Нанесение ассиста
×11. Компонование надписи
Компонование надписи
Компонование надписи
×12. Передавливание надписи
Передавливание надписи
Передавливание надписи
×13. Законченная икона
Законченная икона
Законченная икона
×Центр Православной Культуры России «Ника»©