Московский Успенский собор

В конце XIV в. Москва становится политическим центром северо-восточной Руси. В Москве и вокруг неё возводятся каменные храмы. В своем культурном развитии Москва опиралась на культурные традиции Владимирского княжества. За образец был взят Успенский собор во Владимире, но обогащенный ренессансными деталями. Первый Успенский собор в Москве был заложен 4 августа 1326 года святителем Петром, Митрополитом Киевским и всея Руси. По стилю он напоминал владимиро-суздальские постройки начала XIII века. В соборе хранилась икона «Богоматерь Одигитрия, с праздниками на полях», привезённая из Византии.

В 1513-1515 годах по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком. Но Пожар 1626 года очень сильно повредил все фрески. И в 1642 году царь Михаил Федорович указал расписать Успенский собор стенным письмом заново. Для выполнения этой работы было призвано около ста пятидесяти искусных живописцев не только из Москвы, но и из многих других русских городов. Возглавили эту большую артель художников царские изографы Иван и Борис Паисеины, Сидор Поспеев, Бажен Савин, Марк Матвеев, Степан Ефимьев.

В первый год провели подготовительные работы. Следуя царскому указу, живописцы должны были повторить состав и расположение росписей 1515 года, для чего Иван Паисеин и его помощники сняли с них на бумагу контурные переводы и лишь после этого сбили старую штукатурку со стен и нанесли новый левкас. В течение одного летнего сезона 1643 года в основном завершили работу по украшению живописью интерьера Успенского собора. В общей сложности было написано 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур, на позолоту фона истратили 1721 золотой червонец.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Божией Матери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Главными святынями храма являются старинные иконы: список Владимирской иконы Божией Матери, и двухсторонняя икона «Божья Матерь Одигитрия» – одна из самых древних русских икон.

Иконостас Успенского собора, выполненный в 1653 году и достигает огромных размеров, занимая самую широкую стену в храме.

Также в Соборе имеются гвоздь, которым был распят Иисус Христос; мощи свтт. Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена; посох свт. Петра.

Собор является также и усыпальницей: в нем похоронены Чудотворцы Иоан, Петр, Филипп, Ергомен и многие другие великие церковные подвижники.

Здесь же проходили бракосочетания и важные события в истории нашего отечества. Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году. На церемонии Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. В 1547-м при венчании Иван IV принял титулы царя и самодержца, а в число его регалий включили наперсный крест, скипетр и цепь. В здании также проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. Пётр I в 1721 году ввёл в соборе обряд коронаций императоров: царский венец был заменён короной, бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года. Для подготовки обряда наняли 2500 человек. Для священнослужителей были изготовлены златотканые парчовые облачения.

В Успенском соборе совершались бракосочетания. В 1391 году митрополит Киприан обвенчал великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472-м состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году — Василия III и Соломонии Сабуровой.

В 1474 году храм был разрушен в результате землетрясения и к 1479 году отстроен заново. Это древнейшее и полностью сохранившееся здание Москвы. Во время оккупации Москвы французами в 1812 году из собора вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню, Корсунские кресты и другие ценности.

Центр Православной Культуры России «Ника»©