Идентификация древнерусских книг

Существуют нескольк способов, с помощью коих можно определить время издания книги.

1. Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги.

Филигрань (также водяной знак) - видимое изображение или рисунок на бумаге, который выглядит светлее при просмотре на просвет (или темнее при просмотре в отражённом свете на тёмном фоне). По «белым датам» (год отливки бумаги) филиграни устанавливался возраст изготовления бумаги.

projects image

Филигрань «кувшин» в одной из древних книг

С наибольшей точностью по филиграням можно датировать только бумагу ручного отлива с маркировочными знаками, изготовленными вручную. В XIX в. все более широко применялся способ нанесения маркировочного знака штампом, что препятствует идентификации конкретных листоотливочных форм.

2. Датировка рукописей по бумаге.

Практически все кириллические рукописные и печатные книги XV-первой половины XIX вв. написаны или напечатаны на тряпичной бумаге, изготовленной по западноевропейской технологии.

С 1260-х гг. (начало производства в Италии) и до XIX в. включительно бумага в Европе, в т.ч. и в России, изготавливалась вручную из тряпок, в первую очередь, льняных. Бумага выпускалась на бумажных мельницах.

Более частые и тонкие линии, видные на просвет на бумажном листе, - следы от тонких проволочек - называют вержерами. Более редкие и толстые линии, известные как понтюзо, располагаются перпендикулярно к вержерам и соответствуют более толстым проволочкам. В сетку на дне формы с самого начала производства бумаги в Европе вплетали сделанное из проволоки изображение (изображения) или литеры, являвшиеся символом бумажной мельницы, ее владельца или мастера, непосредственно изготовившего данный лист бумаги. На бумажном листе это изображение видно на просвет как рисунок из более светлых линий.

projects image

Частые горизонтальные светлые линии — вержеры, редкие вертикальные — понтюзо, в верхнем правом углу виден сложный узор — филигрань, фирменный знак производителя бумаги.

3. Количество строк в наборной полосе.

Изменение количества строк основного текста находится в прямой зависимости от изменений размера шрифта. Основными форматами, использовавшимися на Московском Печатном дворе, были 2º, 4º и 8º — они употреблялись для основной массы изданий. Так, например, в 2º обычно печатались Апостол, Минеи, Чиновник архиерейского служения, Поучения Ефрема Сирина, в 4º — Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца, Служебник, Псалтирь (простая), в 8º — Святцы, Часовник, Канонник, а также учебные книги — азбуки, буквари. Формат 1º (в лист) практически не применялся (известно одно издание — Евангелие напрестольное 1689 г.).

projects image

Количество строк и размер

4. Фолиация (нумерация по листам) и пагинация (нумерация по страницам).

Как правило, книги кирилловского шрифта, изданные в Москве в XVI-XVIII вв., нумеровались по листам.

projects image

Только в течение четырёх лет патриаршества Никона (1655-1658) и в 60-90-е гг. XVII столетия вводится пагинация - нумерация страниц.

projects image

5. Сигнатуры.

Сигнатура — это последовательная нумерация печатного листа, проставляемая в типографии либо от руки, либо напечатанная на лицевой стороне первого листа тетради в середине под наборной полосой, почти у самого нижнего поля. Экземпляров с вписанными сигнатурами сохранилось довольно мало, так как при переплёте они обычно срезались. Напечатанная сигнатура появилась впервые в дофёдоровском узкошрифтном Евангелии (датируется около 1553— 1554 гг.). В книгах московской печати сигнатура была только цифровой, в книгах.

projects image

Центр Православной Культуры России «Ника»©