После Крещения Руси на русской земле началось обширное храмостроительство. Первые храмы были безусловно деревянные: этому способствовало обилие огромного лесного богатства на территории Руси, мобильность строительства, его относительная дешевизна и мастерство местных зодчих, так как для славян того времени было привычным делом использовать дерево в качестве строительного материала.
Каменное строительство, унаследованное от Византии, тоже развивалось и распространялось, но по свидетельству летописцев, оно рассматривалось как явление исключительное.
Деревянные храмы на территории Руси строились еще до ее Крещения: например, в договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945), в ней же сообщается о «божнице свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины».
За основу и форму деревянные храмы брали пример с каменных храмов византийских, но поскольку повторить на дереве форменные планы каменных церквей не представлялось полностью возможным, русские зодчие строили деревянные храмы, используя собственную изобретательность, выработав в последствии собственный самобытный стиль деревянного храмового зодчества, не отступая, впрочем, далеко от канонов каменного храмоздательства.
Так, например, деревянные храмы строились без использования пил, а только с помощью топоров: поэтому они и именуются в летописях срубленными, а строителей называли рубленниками. Строители подготавливали большое количество бревен (из которых и состоял храм), тесали из них брусья и скрепляли их. Крыши покрывали досками, а главы – лемехом (деревянной «черепицей»).
Кижи, лемеховая кровля церкви Преображения Господня
Кижи, лемеховая кровля церкви Преображения Господня
×Мастерство русских зодчих доходило до того, что они могли строить храм без использования металлических деталей, и даже возводить их на земле без фундамента!
Внутри такие храмы выглядели просто и скромно, снаружи же – художественно, богато и красиво. Они отличались совершенством, суровой красотой и логичностью конструкций. Нужны были века для того чтобы выработать эту совершенную красоту. Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, на Севере России и в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.
Внутреннее убранство было достаточно сурово, резьбой украшались лишь косяки дверей, несущие столбы, и иконостасы. Иконостасы были предельно простые и в большинстве случаев состояли лишь из многочисленных икон, стоящих на тяблах (полках). Единственным украшением иконостасов были Царские врата, имевшие по бокам резные столбцы и ручку с басмовым украшением. Резьбу украшали росписью в несколько цветов с преобладанием ярко-красного. На стенах церквей устраивали полки (полицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой. С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения. Делались они преимущественно в крестьянских хозяйствах из простых холщовых материалов, с применением естественных красителей и простыми рисунками. На них набивались узоры с помощью специальных клише. Под иконы местного чина вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.
Деревянное зодчество порой оказывало влияние на каменное: например, такие каменные храмы, как храм Вознесения в Коломенском и Покрова «на рву» несут в себе традиции и конструктивные решения деревянного зодчества. Оказывая значительное влияние на каменное зодчество, деревянное храмостроительство продолжало развиваться своим неспешным установившимся порядком.
В XVI–XVII вв. деревянное зодчество несколько реформируется: появляются так называемые клетчатые храмы. По виду они напоминали обычные избы, отличавшиеся от последних только крестом и главкой. Характерным примером подобного типа является церковь прав. Лазаря (конец XIV в.) — древнейший из дошедших до нас памятников деревянного зодчества.
Церковь Воскресения Лазаря (раннее XVI века)
Церковь Воскресения Лазаря (раннее XVI века)
×Вслед за клетчатыми храмами появляются шатровые. От клетчатых они отличаются тем, что они были очень большие по объему, имели значительную высоту, а вершину их венчала многогранная башня, которая делалась «кругло» – от чего такие храмы и получили свое название. Одна из самых древних шатровых построек — церковь свт. Николая в селе Панилове на Северной Двине (1600).
Никольская церковь в селе Панилове Архангельской области. 1600 г.
Никольская церковь в селе Панилове Архангельской области. 1600 г.
×В XVII веке патриарх Никон запретил рубить шатровые храмы как не отвечающие древним традициям, поскольку только круглый сферический купол отвечал идее о вселенском характере Церкви. В это время осуществляются попытки воплотить в дереве формы «освященного пятиглавия» каменных храмов. Так в русском деревянном зодчестве шатровые храмы сменяются многоглавыми. Самым ярким представителем таких храмов является Церковь Преображения (1714) в бывшем Кижском погосте.
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
×Самыми известными храмами деревянного зодчества в России являются: Церковь Спаса Преображения в Суздале, храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших в Сургуте: он был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки, была построена в 1531 году; впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы. Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.
Но помимо храмов, из дерева строились и более простые формы церковных сооружений – например, часовни и колокольни.
Часовни ставились в местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением. Самые простые часовни представляли собой столб с небольшой крышей, на которую устанавливали икону.
Колокольни появились чуть позже: это были более сложные конструкции, состоящии обычно на пяти столбах, на основе которых укреплялась четырехскатная крыша и глава. На Севере низ колокольни для большей устойчивости рубили квадратом, на который ставили восьмигранный сруб, увенчанный шатром.
В настоящее время деревянное зодчество используется не часто – в основном такие храмы строятся на время или в каких-нибудь деревнях.
Центр Православной Культуры России «Ника»©