Деревянное зодчество на Руси

После Крещения Руси на русской земле началось обширное храмостроительство. Первые храмы были безусловно деревянные: этому способствовало обилие огромного лесного богатства на территории Руси, мобильность строительства, его относительная дешевизна и мастерство местных зодчих, так как для славян того времени было привычным делом использовать дерево в качестве строительного материала.

Каменное строительство, унаследованное от Византии, тоже развивалось и распространялось, но по свидетельству летописцев, оно рассматривалось как явление исключительное.

Деревянные храмы на территории Руси строились еще до ее Крещения: например, в договоре князя Игоря с греками упоминается о церкви св. пророка Ильи (945), в ней же сообщается о «божнице свт. Николая» на Аскольдовой могиле и церковь «св. Орины».

За основу и форму деревянные храмы брали пример с каменных храмов византийских, но поскольку повторить на дереве форменные планы каменных церквей не представлялось полностью возможным, русские зодчие строили деревянные храмы, используя собственную изобретательность, выработав в последствии собственный самобытный стиль деревянного храмового зодчества, не отступая, впрочем, далеко от канонов каменного храмоздательства.

Так, например, деревянные храмы строились без использования пил, а только с помощью топоров: поэтому они и именуются в летописях срубленными, а строителей называли рубленниками. Строители подготавливали большое количество бревен (из которых и состоял храм), тесали из них брусья и скрепляли их. Крыши покрывали досками, а главы – лемехом (деревянной «черепицей»).

projects image

Кижи, лемеховая кровля церкви Преображения Господня

Мастерство русских зодчих доходило до того, что они могли строить храм без использования металлических деталей, и даже возводить их на земле без фундамента!

Внутри такие храмы выглядели просто и скромно, снаружи же – художественно, богато и красиво. Они отличались совершенством, суровой красотой и логичностью конструкций. Нужны были века для того чтобы выработать эту совершенную красоту. Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, на Севере России и в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.

Внутреннее убранство было достаточно сурово, резьбой украшались лишь косяки дверей, несущие столбы, и иконостасы. Иконостасы были предельно простые и в большинстве случаев состояли лишь из многочисленных икон, стоящих на тяблах (полках). Единственным украшением иконостасов были Царские врата, имевшие по бокам резные столбцы и ручку с басмовым украшением. Резьбу украшали росписью в несколько цветов с преобладанием ярко-красного. На стенах церквей устраивали полки (полицы) для икон, украшенные резьбой. Из дерева изготавливали подсвечники, кивоты для икон, клиросные ящики и т.д. Все это украшалось росписью или резьбой. С той же любовью, с какой строились эти сами церкви, прихожане украшали их. Очень просты и незатейливы были облачения престолов, жертвенников и богослужебные облачения. Делались они преимущественно в крестьянских хозяйствах из простых холщовых материалов, с применением естественных красителей и простыми рисунками. На них набивались узоры с помощью специальных клише. Под иконы местного чина вышивали и подвешивали подвесы, украшенные жемчугом и цветным бисером. Благочестивой традицией было приносить в церковь иконы и ставить их на полки, которые к праздникам украшались рушниками.

Деревянное зодчество порой оказывало влияние на каменное: например, такие каменные храмы, как храм Вознесения в Коломенском и Покрова «на рву» несут в себе традиции и конструктивные решения деревянного зодчества. Оказывая значительное влияние на каменное зодчество, деревянное храмостроительство продолжало развиваться своим неспешным установившимся порядком.

В XVI–XVII вв. деревянное зодчество несколько реформируется: появляются так называемые клетчатые храмы. По виду они напоминали обычные избы, отличавшиеся от последних только крестом и главкой. Характерным примером подобного типа является церковь прав. Лазаря (конец XIV в.) — древнейший из дошедших до нас памятников деревянного зодчества.

projects image

Церковь Воскресения Лазаря (раннее XVI века)

Вслед за клетчатыми храмами появляются шатровые. От клетчатых они отличаются тем, что они были очень большие по объему, имели значительную высоту, а вершину их венчала многогранная башня, которая делалась «кругло» – от чего такие храмы и получили свое название. Одна из самых древних шатровых построек — церковь свт. Николая в селе Панилове на Северной Двине (1600).

projects image

Никольская церковь в селе Панилове Архангельской области. 1600 г.

В XVII веке патриарх Никон запретил рубить шатровые храмы как не отвечающие древним традициям, поскольку только круглый сферический купол отвечал идее о вселенском характере Церкви. В это время осуществляются попытки воплотить в дереве формы «освященного пятиглавия» каменных храмов. Так в русском деревянном зодчестве шатровые храмы сменяются многоглавыми. Самым ярким представителем таких храмов является Церковь Преображения (1714) в бывшем Кижском погосте.

projects image

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Самыми известными храмами деревянного зодчества в России являются: Церковь Спаса Преображения в Суздале, храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших в Сургуте: он был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки, была построена в 1531 году; впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы. Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

Но помимо храмов, из дерева строились и более простые формы церковных сооружений – например, часовни и колокольни.

Часовни ставились в местах обретения икон, сгоревших или упраздненных и разобранных храмов, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на мост, на перекрестках дорог, там, где считали почему-либо необходимым осенить себя крестным знамением. Самые простые часовни представляли собой столб с небольшой крышей, на которую устанавливали икону.

Колокольни появились чуть позже: это были более сложные конструкции, состоящии обычно на пяти столбах, на основе которых укреплялась четырехскатная крыша и глава. На Севере низ колокольни для большей устойчивости рубили квадратом, на который ставили восьмигранный сруб, увенчанный шатром.

В настоящее время деревянное зодчество используется не часто – в основном такие храмы строятся на время или в каких-нибудь деревнях.

Центр Православной Культуры России «Ника»©