Успенский Собор во Владимире

Собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском. Обозревая летописные сказания о начале соборного храма Успения, у всех летописцев встречается единодушное восторженное удивление пред величием, красотою и богатством этого собора. Возвысив город Владимир на степень великокняжеской столицы, святой Благоверный князь Андрей Боголюбский, приступая к построению Успенского собора, решил воздвигнуть в нем такой храм, который затмил бы своим великолепием все храмы, ранее созданные на Руси православной. И действительно, по сказанию летописцев, он создал такой храм, «яковаго не бысть на Руси и никогдаже не будет».

«Христолюбивый князь Андрей, повествует древний летописец, уподобился царю Соломону... и возвел в Володимире церковь каменную сборную [в честь] святой Богородицы, очень чудную, и всеми различными виды украсил ее от золота и сребра, и пять верхов ее позолотил, двери же церковныя трое золотом построил, каменьем дорогим и жемчугом украсил ее многоценным и всякими узорами удивил ее… и всеми видами и устроеньем подобна бысть удивлению Соломонове святая святых…»

Собор первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только наших соотечественников, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими иконописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра. В хоры храма путь лежал через лестничную башню, которая примыкала к западному пряслу. Стены были гладкие, но их лаконичность разбавляли рельефы с изображением женских и звериных голов, а также библейских сюжетов. Также парные изображения львов, обращенных, головами в разные стороны, красовались на вершинах массивных столбов, располагавшихся в Соборе. Фасад собора украшал и до ныне сохранившийся аркатурный пояс с рельефными изображениями.

projects image

Львы на пилонах

projects image

Аркатурно-колончатый пояс

projects image

Три отрока в пещи

projects image

Женские маски на стенах собора

Но драгоценнее всех украшений и сокровищ храма была поставленная в нем чудотворная икона Богоматери, писанная по преданию св. Евангелистом Лукою и принесенная св. Благоверным Князем Андреем из Вышгорода, что близ Киева.

Но в 1185 году случился пожар, в результате которого собор сильно пострадал. Недолго собор был в таком печальном состоянии разрушения. Брат Боголюбского, могущественный Вел. князь Всеволод немедленно приступил к восстановлению пострадавшего от пожара соборного храма Успения и употребил все усилия к тому, чтобы воскресить славу первого по великолепию святилища земли Русской.

Но не прошло и 50 лет со времени этого обновления собора, как дивный храм Успения подвергся новому ужаснейшему бедствию. В начале 1237 года огромные полчища монголов, стирая все на своем пути, достигли, наконец, и стольного города Владимира. В несметном количестве обложили они стены почти беззащитного города, так как Великого князя Георгия Всеволодовича с дружиной не было во Владимире. Напрасно юные и доблестные сыновья Великого князя Георгия с малою дружиною пытались остановить неудержимый поток несметных полчищ Батыевых. В первой неравной битве с монголами они сложили свои головы, и дикие варвары, прорвавшись сквозь крепкие стены города, устремились по трупам доблестных защитников отечества в храмы и дворцы завоеванной великокняжеской столицы. Алчные взоры грабителей прежде всего устремились на златоверхий храм Успения. Здесь, в крепких стенах его, беззащитные граждане думали найти последнее убежище. Заградивши двери церковные, множество бояр, женщин и детей, преклонив колена, с воплем и плачем взывали к пречистому образу Богоматери, прося ее защиты и заступления. А на восходных полатях (на хорах) в это время совершалось зрелище, полное умиления. Великая княгиня Агафия, супруга Великого князя Георгия, со всеми оставшимися детьми своими и внучатами, с женами боярскими и сонмом инокинь, не видя спасения и предпочитая мученическую смерть позорному плену монгольскому, готовились принять кончину, как подобает истинным христианам. Доблестный святитель Владимирский Митрофан, решившись разделить общую участь со своею паствою, предстоял алтарю вместе с клиром церковным и изливал в последних молитвах душу свою. Напутствовав всех св. Дарами, он облекал всех желающих в схиму, как в броню спасения, если не для сей временной, превратной жизни, то для вечной, чуждой всех житейских напастей. С шумом разбились врата соборного храма под напором полчища варваров, и неприятели с дикими криками ворвались в святилище, обагряя пол и стены его кровью новых мучеников, невинных граждан Владимирских, жен и детей. С яростью бросились варвары на расхищение соборных сокровищ: они расхитили всю дорогую утварь церковную, сняли с икон золотые и серебряные венцы и оклады и лишили храм всех его драгоценностей. Но изверги не могли достигнуть до великокняжеского семейства на хорах, ибо спрятана была изнутри потаенная лестница; в дикой и бессильной злобе они решились истребить храм и бывших в нем огнем; обложив стены бревнами и натаскав хворосту, варвары разлили губительное пламя. Горькие узники, скрывавшиеся на хорах, видели весь ужас всенародного избиения и сами, обреченные на смерть, с трепетом ждали последней минуты. И вот поднявшиеся облака дыма из зажженного храма мало-помалу задушили недосягаемых мечем, смолкли вопли и рыдания, и в этих облаках отлетели к Господу их чистые души!

Великий князь Ярослав Всеволодович, брат и преемник страдальца за землю русскую святого Благоверного Великого Князя Георгия, вступивши на великокняжеский престол, чтобы властвовать над развалинами, озаботился прежде всего о восстановлении соборного храма Успения. Очистив храм от тел новых христианских мучеников, он похоронил здесь под сводами в одной комаре все погибшее великокняжеское семейство и святителя Митрофана, а затем, не желая разлучать останков своего доблестного брата от останков его семейства, Великий князь Ярослав решил перенести во Успенский собор и мощи св. Благоверного Великого Князя Георгия, которые покоились в Ростовском соборе, принесенные сюда с поля битвы епископом Ростовским Кириллом. Таким образом под древними сводами соборного храма нашли временное упокоение страдальцы земли Русской.

В тяжелые годины ига татарского Успенский собор во Владимире служил объединяющим центром для раздробленной и плененной Руси. Своей главной святыней – чудотворной иконой Богоматери, дважды спасенной от пожарищ, он привлекал к себе архипастырей Русской церкви и около ста лет затем имел весьма важное историческое значение, как главный храм столицы великокняжеской.

Затем начинаются века уничижения для стольного Владимира, обращенного в простой областной город, и временного упадка его главного собора.

Но в 1645 году просияли чудным нетлением мощи св. Благоверного Великого Князя Георгия, а затем в 1702 году мощи св. создателя храма этого, Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского. С сего времени слава сего святилища земли Русской как бы воскресла вновь: тысячи богомольцев потекли на поклонение нетленным останкам св. Владимирских Чудотворцев, охраняющих град свой и соборный храм Успения, место временного их упокоения.

В древних стенах собора сосредоточилась вся минувшая слава древнестольного Владимира. В нем целые поколения Великих князей, начиная с Андрея Боголюбского, первого державного властителя Руси великокняжеской, до Иоанна III, восходили торжественно на великокняжеский престол. Здесь, в этом храме, торжественно восшел на «отчий стол» великокняжеский и св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, и соборный храм Успения был свидетелем восторга народа Русского, с каким он приветствовал торжественное вшествие в столицу великокняжескую юного князя Александра, уже прославленного геройскими подвигами. Этот же храм был свидетелем и неутешной горести и воплей ужаса граждан Владимирских, когда святитель Кирилл во время богослужения в соборе объявил печальное известие всем присутствовавшим о кончине св. Бл. Вел. Князя Александра Невского.

Как усыпальница целых поколений князей, княгинь и святителей земли Русской, Владимирский Успенский собор предваряет славою своею Архангельский собор в Москве и Петропавловский в Петербурге, хранящие останки державных властителей великого княжества Московского, разросшегося в обширное государство, а затем в могущественную империю. В тесном ряду славных гробниц соборного храма заключается как бы живая замогильная летопись древней Руси.

Центр Православной Культуры России «Ника»©